Четверг
09.05.2024, 10:35
Мысли в слух
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Регистрация Вход
Меню сайта

Разделы новостей
Стендаль Красное и чёрное [44]
Всё произведение великого писателя (Делать было нечего)

Наш опрос
Как вы относитесь к присоединении Украины к НАТО
Всего ответов: 56

Популярнешые
Я до сих пор девственница. (19825)
А небо сегодня не плачет, (7497)
Сжимание бёдер (4436)
Зачем мужчинам пять пальцев.(Из книги по воспитанию.) (3470)
Дело в том, что у них - теплые ладошки, а у нас - холодные пальцы. (3465)
Стендаль Красное и чёрное
Стендаль Красное и чёрное (3107)
Я женщина, а значит, я прекрасна (1998)
клиторочек (1867)
е растраивайся, солнышко,не надо... (1838)
Стендаль Красный и черный (1419)
"Каждый дундук любит свой пук…" (1296)
Любить её он будет вечно, но здесь, на Земле любить ему оставалось последние минуты… (1105)
Лайковые перчатки и дамские рейтузы (1019)
Стендаль Красное и чёрное (989)
Я опять вспоминаю тебя, (980)
Интересно,кто-нибудь нашел в эту ночь папороть-кветку? (970)
теплые ладошки (954)
Стендаль Красное и чёрное
Стендаль Красное и чёрное (949)
Мама, а что такое “член”? (946)
20 способов стать секс-богиней (929)
Считается, что любая девушка хочет богатого мужа (922)
Мальчики!!!!! Запомните всё нижеизложенное...... (917)
Стихи (885)
Ах, Любовь (880)
13 проверенных временем способов завести жену (871)
Девушка-кидалово. (867)
Место действа (855)
Бедра (844)
Выдержки из резюме (839)
входная дверь с домофоном (833)
Стендаль Красное и чёрное (831)
23 способа всех достать (827)
Каждый мужчина в душе желает, чтоб… (820)
расказ (817)
Школа Выживания для Современной Женщины. (815)
Все наши мужчины (813)
Милые мужчины (810)
Стендаль Красное и чёрное
Стендаль Красное и чёрное (808)
Стендаль Красное и чёрное (806)
КАК СТАТЬ ИДЕАЛЬНОЙ ЛЮБОВНИЦЕЙ (802)
Задумалась (799)
Стендаль Красное и чёрное (797)
Здравствуй, дорогой (792)
Замучила ностальгия. (790)
Рубрика сексуальных откровений (784)
Принципы трансерфинга. (782)
Из чего сделаны ваши девчонки (781)
Хотят ли мужчины сохранить влюбленность или любовь? (779)
Cмешное рядом (777)
Он обвел взглядом кухню (776)
Стендаль Красное и чёрное
Стендаль Красное и чёрное (776)
Кошкость (770)
Стендаль Красное и чёрное (768)
111 (764)
не забывать (758)
Мужики в походе выпивают у костра. (755)
Он сказал (754)
Иногда приходит утро (754)
Сказки случаются. (751)
Все наши мужчины (750)
Высказывания (742)
Стендаль Красное и чёрное
Стендаль Красное и чёрное (734)
Стендаль Красное и чёрное (730)
Тапки (719)
Стендаль Красное и чёрное (719)
Чувства (711)
Стихи (706)
Последнее свидание (703)
Адам к Еве (701)
Стендаль Красное и чёрное
Стендаль Красное и чёрное (687)

Главная » 2008 » Август » 8 » РОД ЛЮДСКОЙ, ИЛИ О ТОМ, ЧЕГО НЕДОСТАЕТ БОГАЧУ
РОД ЛЮДСКОЙ, ИЛИ О ТОМ, ЧЕГО НЕДОСТАЕТ БОГАЧУ
14:40
26
РОД ЛЮДСКОЙ, ИЛИ О ТОМ, ЧЕГО НЕДОСТАЕТ БОГАЧУ

Я один на белом свете, никому до меня нет дела. Все, кто на моих гла-
зах добивается успеха, отличаются бесстыдством и жестокосердием, а во
мне этого совсем нет Они ненавидят меня за мою уступчивую доброту. Ах,
скоро я умру либо от голода, либо от огорчения, из-за того, что люди
оказались такими жестокими.
Юнг.

Он наспех вычистил свою одежду и поспешно сошел вниз; он опоздал Над-
зиратель сделал ему строгий выговор, но Жюльен вместо того, чтобы оправ-
дываться, скрестил руки на груди.
- Peccavi, pater optime (Согрешил, каюсь, отец мой), - ответил он
сокрушенным тоном.
Такое начало имело большой успех. Те из семинаристов, что были похит-
рее, сразу догадались, что это не новичок в их деле. Наступила перемена
между занятиями, и Жюльен оказался предметом всеобщего любопытства. Но
им только и удалось подметить, что он скрытничает и молчит. Следуя пра-
вилам, которые он сам для себя установил, он смотрел на всех своих трис-
та двадцать одного собрата, как на врагов, а самым опасным из всех в его
глазах был аббат Пирар.
Прошло несколько дней, и Жюльен должен был выбрать себе духовника.
Ему дали список.
"Боже мой! Да за кого они меня принимают? - подумал он. - Они думают,
я не понимаю, что это только церемония?" И он выбрал аббата Пирара.
Ему и в голову не приходило, что этот поступок оказался для него ре-
шающим" Один семинаристик, совсем желторотый юнец, родом из Верьера, с
первого дня объявивший себя его другом, открыл ему, что если бы он выб-
рал г-на Кастанеда, помощника ректора семинарии, это, пожалуй, было бы
более осмотрительно с его стороны.
- Аббат Кастанед - лютый враг господина Пирара, а Пирара подозревают
в янсенизме, - добавил семинарист, наклоняясь к самому уху Жюльена.
Все первые шаги нашего героя, вполне уверенного в том, что он
действует как нельзя более осторожно, оказались, как и выбор духовника,
крайне опрометчивыми. Введенный в заблуждение той самонадеянностью, ко-
торой отличаются люди с воображением, он принимал свои намерения за со-
вершившиеся факты и считал себя непревзойденным лицемером. Его ослепле-
ние доходило до того, что он даже упрекал себя за свои успехи в этом ис-
кусстве, к которому прибегают слабые.
"Увы! Это единственное мое оружие! - размышлял он. - Будь сейчас дру-
гое время, я бы зарабатывал свой хлеб делами, которые говорили бы сами
за себя перед лицом неприятеля".
Довольный своим поведением, Жюльен осматривался кругом; все здесь,
казалось, свидетельствовало о самой высокой добродетели.
Человек десять семинаристов были окружены ореолом святости: подобно
святой Терезе или святому Франциску, когда он сподобился обрести свои
стигматы на горе Берне в Апеннинах, их посещали видения. Но это была ве-
ликая тайна, которую ревностно оберегали их друзья. А бедные юноши с ви-
дениями почти не выходили из лазарета. Еще можно было, пожалуй, насчи-
тать человек сто, у которых могучая вера сочеталась с неутомимым приле-
жанием. Они трудились до того, что едва ноги таскали, но толку получа-
лось немного. Двое или трое выделялись подлинными дарованиями, среди них
- некий Шазель; но Жюльен держался от них в стороне, так же как и они от
него.
Остальные из трехсот двадцати одного семинариста были просто темные
невежды, вряд ли способные толком объяснить, что означают эти латинские
слова, которые они зубрят с утра до вечера. Почти все это были простые
деревенские парни, которым казалось, что зарабатывать себе на хлеб, зат-
вердив несколько слов по-латыни, куда легче, чем копаться в земле. На
основании этих наблюдений Жюльен с первых же дней решил, что он очень
быстро добьется успеха. "На всякой работе нужны люди с головой, потому
что надо же делать дело, - рассуждал он сам с собой. - У Наполеона я был
бы сержантом; а среди этих будущих попов я буду старшим викарием".
"Все эти несчастные парни, - думал он, - выросли на черной работе и
до того, как попали сюда, жили на простокваше и на черном хлебе. Там у
себя, в своих лачугах, они видят говядину раз пять-шесть в году. Подобно
римским воинам, для которых война была временем отдыха, эти темные
крестьяне совершенно очарованы сладостной семинарской жизнью".
В их хмурых взорах Жюльену никогда не удавалось прочесть ничего, кро-
ме чувства удовлетворенной физической потребности после обеда и предвку-
шения физического удовольствия перед едой. Вот каковы были люди, среди
которых ему надлежало выделиться. Однако Жюльен не знал одного, - и ник-
то не собирался его в это посвящать, - а именно: что быть первым по раз-
личным предметам, как, например, по догматике, истории церкви и прочее и
прочее, словом, по всему, что проходят в семинарии, считалось в их гла-
зах просто-напросто грехом гордыни. Со времени Вольтера, со времени вве-
дения двухпалатной системы, которая, в сущности, есть не что иное, как
недоверие и личное суждение, и которая прививает умам народным гнусную
привычку не доверять, французская церковь поняла, что истинные ее враги
- это книги. Смиренномудрие - превыше всего в ее глазах. Преуспеяние в
науках, и даже в священных науках, кажется ей подозрительным, и не без
основания. Ибо кто сможет помешать просвещенному человеку перейти на
сторону врага, как это сделали Сийес или Грегуар? Церковь трепещет и
цепляется за папу, как за свой единственный якорь спасения. Только папа
может пресечь личные суждения да при помощи благочестивой пышности своих
придворных церемоний произвести некоторое впечатление на пресыщенный и
растленный ум светских людей.
Жюльен, наполовину угадывая эти многообразные истины, которые стара-
тельно опровергаются всем, что произносится в семинарии, постепенно впа-
дал в глубокое уныние. Он много занимался и быстро овладевал всяческими
знаниями, весьма полезными для служителя церкви, в высшей степени лживы-
ми, на его взгляд, и не внушавшими ему ни малейшего интереса. Он пола-
гал, что больше ему, собственно, нечего делать.
"Неужели же все на свете забыли обо мне? - думал он. Он не знал, что
г-н Пирар получил и сжег немало писем с дижонским штемпелем, в которых,
несмотря на благопристойный стиль, угадывалась самая неудержимая страсть
и чувствовалось, что страшные муки раскаяния гнетут и преследуют эту лю-
бовь. "Тем лучше, - думал аббат Пирар, - по крайней мере этот юноша лю-
бил все-таки верующую женщину".
Однажды аббат Пирар вскрыл письмо, которое можно было прочесть только
наполовину, так оно все расплылось от слез: это было прощание с Жюльеном
навек. "Наконец-то, - было написано в письме, - господь даровал мне ми-
лость и заставил меня возненавидеть не того, кто был причиной моего гре-
ха, ибо он всегда останется для меня самым дорогим, что есть на свете, а
самый грех мой. Жертва принесена, друг мой. И, как видите, это стоило
мне немалых слез. Забота о спасении тех, кому я принадлежу, тех, кого вы
так любили, одержала верх. Господь наш - справедливый, но грозный - те-
перь уже не обрушит на них гнев свой за грехи матери. Прощайте, Жюльен,
будьте справедливы к людям". Эти последние прощальные слова в конце
письма почти невозможно было разобрать. В письме" прилагался дижонский
адрес, хотя при этом выражалась надежда, что Жюльен воздержится отвечать
на это письмо, а если и ответит, то в таких выражениях, которые женщина,
обратившаяся к добродетели, могла бы прочесть, не краснея.
Меланхолия Жюльена вкупе с тем скудным питанием, которым снабжал се-
минарию некий поставщик обедов по 83 сантима за порцию, стала сказы-
ваться на его здоровье, как вдруг однажды утром у него в келье неожидан-
но появился Фуке.
- Наконец-то я до тебя добрался. Пятый раз, не в упрек тебе будь ска-
зано, я нарочно приезжаю в Безансон, чтобы повидаться с тобой. И всякий
раз вижу перед собой одну и ту же деревянную рожу. Уж я тут поставил
кое-кого караулить у ворот семинарии. Да почему же ты, черт побери, ни-
когда не выходишь?
- Это - испытание, которое я наложил на себя.
- А ты очень переменился. Наконец-то я тебя вижу! Две звонких монет-
ки, по пяти франков каждая, сейчас только просветили меня: какой я, ока-
зывается, был дурак, что не сунул их в первый же раз.
Разговорам двух друзей, казалось, конца не будет. Жюльен сильно поб-
леднел, когда Фуке сказал ему:
- Да, кстати, знаешь, мать твоих учеников впала в самое исступленное
благочестие.
И он непринужденным тоном, который тем сильнее задевает пылкую душу,
что в ней в эту минуту, нимало не подозревая о том, ворошат все самое
для нее дорогое, стал рассказывать:
- Да, дружище, она ударилась в самую, понимаешь ли, пылкую набож-
ность. Говорят, ездит на богомолье. Однако, к вечному позору аббата Ма-
лона, который так долго шпионил за беднягой Шеланом, госпожа де Реналь
не захотела иметь с ним дело. Она ездит исповедоваться в Дижон или в Бе-
зансон.
- Она бывает в Безансоне? - весь вспыхнув, спросил Жюльен.
- Бывает, и довольно часто, - с недоуменным видом ответил Фуке.
- Есть у тебя с собой номер "Конститюсьонель"?
- Что такое? - переспросил Фуке.
- Я спрашиваю, есть у тебя с собой номер "Конститюсьонель"? - повто-
рил Жюльен самым невозмутимым тоном. - Он здесь, в Безансоне, продается
по тридцать су за выпуск.
- Подумать! Даже в семинарии водятся либералы! - воскликнул Фуке ли-
цемерным тоном, подражая приторному голосу аббата Малона.
Это свидание с другом произвело бы очень сильное впечатление на наше-
го героя, если бы на другой день одно словечко, сказанное ему мимоходом
семинаристиком из Верьера, которого он считал глупым мальчишкой, не на-
вело его на весьма важное открытие: с того самого дня, как Жюльен посту-
пил в семинарию, все поведение его представляло собой непрерывный ряд
ошибок. Он горько посмеялся над собой.
В самом деле, каждый важный шаг его был тщательно обдуман, но он мало
заботился о мелочах, а семинарские умники только на подробности и обра-
щали внимание. Таким образом, он уже успел прослыть вольнодумцем Мно-
жество всяких мелких промахов изобличало его.
Так, в их глазах, он был безусловно повинен в страшном грехе: он ду-
мал, он судил сам, вместо того чтобы слепо подчиняться авторитету и сле-
довать примеру Аббат Пирар не помог ему решительно ни в чем: он ни разу
даже не поговорил с ним, кроме как в исповедальне, да и там он больше
слушал, чем говорил. Все было бы совершенно иначе, если бы он выбрал се-
бе в духовники аббата Кастанеда.
Но с той самой минуты, как Жюльен обнаружил свое безрассудство, он
перестал скучать. Ему нужно было узнать, как далеко он дал зайти злу, и
с этой целью он разрешил себе несколько нарушить высокомерное и упорное
молчание, которым он отпугивал от себя своих товарищей. Вот тут-то они и
начали мстить ему. Его попытки заговорить были встречены таким презрени-
ем, что это граничило с издевательством. Он узнал теперь, что с того мо-
мента, как он поступил в семинарию, не было ни одного часа - особенно во
время перерывов между занятиями, - который не принес бы для него дурных
или благоприятных последствий, не увеличил бы число его врагов или, не
расположил бы в его пользу какого-нибудь поистине достойного семинариста
или хотя бы просто не такого невежду, как все прочие. Зло, которое ему
предстояло исправить, было огромно, и задача эта была чрезвычайно нелег-
кая. С этих пор внимание Жюльена было постоянно настороже: ему надлежало
изобразить себя совсем другим человеком.
Выражение его глаз, например, причиняло ему немало забот Ведь не без
основания в такого рода местах их держат постоянно опущенными. "Чего
только я не мнил о себе в Верьере, - рассуждал про себя Жюльен. - Я во-
ображал, что я живу, а оказывается, я только еще приготавливался жить; а
вот теперь я попал в жизнь, и такой она будет для меня до конца, пока
роль моя не будет сыграна. Кругом - одни лютые враги. И какой же адский
труд, - говорил он себе, - это ежеминутное лицемерие! Да оно затмит все
подвиги Геркулеса! Геркулес нашего времени - это Сикст Пятый, который
пятнадцать лет подряд обманывал своей кротостью сорок кардиналов, знав-
ших его в юности надменным и запальчивым".
"Значит, знания здесь и в грош не ставятся? - говорил он себе с доса-
дой. - Успехи в догматике, в священной истории и прочее поощряются
только для виду? Все, что здесь говорится по этому поводу, просто ловуш-
ка, куда попадаются болваны вроде меня? Увы! Единственной моей заслугой
были мои быстрые успехи, моя способность легко схватывать весь этот
вздор. Выходит, они сами знают ему цену и относятся ко всему так же, как
и я! А я-то, дурак, гордился! Ведь как раз тем, что я всегда выхожу на
первое место, я и нажил себе лютых врагов. Шазель, который знает много
больше меня, постоянно допускает в своих сочинениях то ту, то другую не-
лепицу и благодаря этому плетется пятидесятым, а если когда и выходит на
первое место, так только по недосмотру. Ах, одно-единственное слово, од-
но слово аббата Пирара могло бы меня спасти!"
С тех пор как Жюльен убедился в своих ошибках, долгие упражнения в
аскетическом благочестии, как, например, чтение молитв по четкам пять
раз в неделю, пение псалмов в часовне Сердца Иисусова и прочее и прочее,
- все то, что раньше казалось ему смертной скукой, стало для него самым
интересным занятием. Тщательно следя за собой, стараясь главным образом
не обольщаться своими способностями, Жюльен не стремился уподобиться
сразу примерным семинаристам и совершать ежеминутно значительные деяния,
свидетельствующие о его восхождении на новую ступень христианского со-
вершенства. Ведь в семинарии даже яйцо всмятку можно съесть так, что это
будет свидетельствовать об успехах на пути к благочестию.
Пусть читатель, у которого, это, может быть, вызовет улыбку, припом-
нит, сколько оплошностей допустил аббат Делиль, кушая яичко за завтраком
у одной знатной дамы при дворе Людовика XVI. Жюльен прежде всего стре-
мился достигнуть поп culpa [19] то есть такого состояния, при котором
вся внешность семинариста, его походка, манера двигать руками, поднимать
глаза и так далее свидетельствуют о полном отрешении от всего мирского,
но вместе с тем еще не обнаруживают в нем человека, поглощенного видени-
ем вечной жизни и познавшего бренность жизни земной.
Повсюду на стенах коридора Жюльен постоянно видел написанные углем
фразы: "Что значит шестьдесят лет испытаний по сравнению с вечным бла-
женством или с вечными муками в кипящем масле преисподней?" Теперь эти
фразы уже не внушали ему презрения Он понял, что их надо постоянно иметь
перед глазами. "Чем я буду заниматься всю жизнь? - спрашивал он себя. -
Продавать верующим места в раю. Как же наглядно показать им, что это та-
кое? Только различием во внешности между мной и мирянином".
После многих месяцев неустанного усердия Жюльен все еще сохранил вид
человека мыслящего. Его манера поднимать глаза, двигать губами отнюдь не
свидетельствовала о слепой вере, которая приемлет вес и готова претер-
петь все вплоть до мученичества. Жюльен с досадой видел, что даже самые
неотесанные деревенские парни превосходят его в этом. Чего проще было
для них не обнаруживать своим видом, будто они что-то думают?
Сколько стараний положил он, чтобы приобрести этот лик, исполненный
восторженной слепой веры, готовой все принять, все претерпеть, этот лик,
который так часто можно встретить в итальянских монастырях и превосход-
ные образцы которого оставил нам, мирянам, Гверчино в своих религиозных
картинах [20].
В дни больших праздников семинаристам давали на обед сосиски с кислой
капустой. Соседи Жюльена по столу обнаружили, что он был совершенно не-
чувствителен к такого рода блаженству, - это было одним из первых его
преступлений. Товарищи его усмотрели в этом лишь гнусное проявление глу-
пейшего лицемерия; этим ни нажил себе больше всего врагов. "Поглядите-ка
на этого богатея, полюбуйтесь-ка на этого спесивца, - толковали они. -
Ишь, притворяется, будто ему на самую лучшую еду наплевать, на сосиски с
кислой капустой! У-у! Гадина! Гордец окаянный!"
Ему следовало бы сделать вид, что он наказывает себя, оставляя свою
порцию недоеденной на тарелке, и, обрекая себя на такое самопожертвова-
ние, сказать комунибудь из товарищей, показав на капусту: "На какую еще
жертву может обречь себя человек из любви к богу, как не на добровольное
мучение?"
Но у Жюльена не было опыта, который позволяет без труда разбираться в
такого рода вещах.
"Увы мне! Невежество этих деревенских парней, моих сотоварищей, вели-
кое их преимущество! - восклицал Жюльен в минуты отчаяния. - Когда они
являются в семинарию, их наставнику не приходится выколачивать из них
бесконечное множество всяких светских мыслей, то, что принес с собой я,
и то, что они читают на моем лице, как бы я ни старался скрыть это".
Жюльен с интересом, почти граничащим с завистью, изучал самых неоте-
санных из этих деревенских юнцов, поступавших в семинарию. В ту минуту,
когда с них стаскивали их суконную куртку и напяливали на них черную
одежду, все их образование заключалось в безграничном, безоговорочном
уважении к звонкой монете, монетине чистоганом, как говорят во ФраншКон-
те.
Этим загадочным высокопарным словом выражается благоговейно-возвышен-
ное представление о наличных деньгах.
Все счастье для этих семинаристов, как для героев вольтеровских рома-
нов, заключается главным образом в сытном обеде. Почти у всех Жюльен за-
мечал также врожденное благоговение перед любым человеком, на котором
было платье из гонкою сукна. Это чувство показывает, во что ценится или,
пожалуй, даже как недооценивается та справедливость по части распределе-
ния благ земных, которая установлена нашими законами. "А чего добьешься,
- часто поговаривали они между собой, - коли с толстосумом ссору заве-
дешь?"
Этим словечком в долинах Юры именуют богача. Можно представить себе,
каково же должно быть их уважение к тому, кто богаче всех, к прави-
тельству!
Не расплыться в почтительной улыбке при одном только упоминании имени
господина префекта - это, с точки зрения франшконтейских крестьян, явная
неосмотрительность. А бедняк за неосмотрительность живо расплачивается
бескормицей.
Первое время Жюльен чуть не задыхался от охватывавшего его чувства
презрения. Но в конце концов в нем шевельнулась жалость: ведь отцы
большинства его товарищей, должно быть, не раз в зимние вечера возвраща-
ются домой в свою лачугу и обнаруживают, что в доме нет ни куска хлеба,
ни одного каштана, ни единой картофелины. "Что ж тут удивительного, -
говорил себе Жюльен, - если в их представлении счастливый человек - это
тот, кто, во-первых, хорошо пообедал, а затем тот, кто одет в хорошее
платье? У всех моих товарищей очень твердое призвание: иначе говоря, они
убеждены, что духовное звание даст им возможность длительно и постоянно
наслаждаться этим великим счастьем - сытно обедать и тепло одеваться зи-
мой".
Как-то Жюльен услыхал, как один юный семинарист, наделенный пылким
воображением, говорил соседу:
- А почему бы мне не стать папой, подобно Сиксту Пятому, который сви-
ней пас?
- Папами бывают только итальянцы, - отвечал ему его друг. - Ну, а
среди нас-то уж, наверно, кому-нибудь выпадет жребий получить местечко
старшего викария, настоятеля, а там, глядишь, и епископа. Вот господин
П., который епископствует в Шалоне, - так ведь он сын бочара. А мой отец
тоже бочар.
Однажды во время урока догматики аббат Пирар прислал за Жюльеном.
Бедный юноша обрадовался случаю хоть ненадолго вырваться из той физичес-
кой и нравственной атмосферы, в которой он совершенно задыхался.
У г-на ректора Жюльена встретил в точности такой же прием, какой так
напугал его в день поступления в семинарию.
- Объясните, что здесь написано, вот на этой игральной карте? - ска-
зал он, глядя на Жюльена так, что тот рад был бы провалиться сквозь зем-
лю.
Жюльен прочел:
"Аманда Бине, кофейня "Жираф", до восьми. Скажите, что вы родом из
Жанлиса, родня моей матери".
Жюльен сразу понял, какая страшная опасность угрожает ему фискалы аб-
бата Кастанеда выкрали у него этот адрес.
- В тот день, когда я переступил порог этот, - отвечал он, глядя на
лоб аббата Пирара, ибо он был не в силах выдержать его грозный взгляд, -
я содрогался: господин Шелан предупреждал меня, что здесь будут и доносы
и всякие злобные преследования и что клевета и ябедничество поощряются
среди учеников Такова воля господа бога: чтобы юные священники видели
жизнь такой, какая она есть, и проникались отвращением к мирскому со
всей его суетой сует.
- И это вы меня осмеливаетесь угощать таким пустословием! - восклик-
нул в негодовании аббат Пирар. - Ах, негодник!
- В Верьере - спокойно продолжал Жюльен, - мои братья колотили меня,
если им случалось позавидовать мне в чем-нибудь.
- К делу! К делу! - закричал г-н Пирар, теряя самообладание.
Нимало не испугавшись, Жюльен невозмутимо продолжал говорить:
- В тот день, когда я прибыл в Безансон, часов около двенадцати, я,
проголодавшись, зашел в кофейню Сердце мое было полно отвращения к этому
нечестивому месту, но я подумал, что здесь, должно быть, дешевле позавт-
ракать, чем в гостинице Какая-то женщина, кажется, хозяйка этого заведе-
ния, видя, что я новичок, пожалела меня "В Безансоне множество всяких
проходимцев, - сказала она мне, - я за вас боюсь. Если с вами случится
какая-нибудь неприятность, обратитесь ко мне, пошлите сюда кого-нибудь,
только до восьми. А если в семинарии привратник откажется ко мне схо-
дить, так вы ему скажите, что вы мой двоюродный брат и родом вы из Жан-
лиса...?"
- Всю эту болтовню мы проверим! - воскликнул аббат Пирар Он не мог
усидеть на месте и расхаживал по комнате - Марш сейчас же в келью!
Аббат пошел за ним по пятам и запер его на ключ. Жюльен тут же бро-
сился к своему баулу, на дне которого была старательно припрятана роко-
вая карта. Все там было цело, но много лежало не так, как он уложил, хо-
тя он никогда не расставался с ключом. "Какое все-таки счастье, - сказал
себе Жюльен, - что в то время, когда я еще ровно ничего здесь не пони-
мал, я ни разу не воспользовался разрешением уйти из семинарии в город,
а ведь мне так часто предлагал это аббат Кастанед, да еще с такой добро-
той! Теперь-то я понимаю, что это значит. Могло случиться, что я бы сду-
ру переоделся и пошел повидаться с прелестной Амандой, - и был бы мне
конец. Когда они уже потеряли надежду погубить меня таким способом, они,
не желая терять даром такой козырь, пошли и донесли".
Через два часа его снова позвали к ректору.
- Вы не солгали мне, - сказал он, глядя на него теперь уже не так су-
рово, - но хранить подобный адрес - это такая неосторожность, что вы да-
же и вообразить себе не можете, как это могло для вас обернуться. Нес-
частный юноша, даже и через десять лет это все еще может иметь для вас
печальные последствия.


Категория: Стендаль Красное и чёрное | Просмотров: 525 | Добавил: ПУП | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Календарь новостей
«  Август 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Поиск

Друзья сайта
ТОП 10 видео новинки

Читай лучшее
Читай только лучшие книги

Статистика


Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz