28 НАЧИНАЕТСЯ ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ
Наше время, боже праведный! Да, это сущий Ковчег Завета: горе тому, кто к нему прикоснется! Дидро.
Читатель не осудит нас за то, что мы приводим так мало точных и убе- дительных фактов из жизни Жюльена за этот период. Это не потому, что их у нас слишком мало, совсем напротив, но то, что ему пришлось видеть в семинарии, быть может, слишком уж мрачно для того умеренного колорита, который нам хотелось бы сохранить на этих страницах. Современники мои, которым кой от чего приходится страдать, не могут вспомнить о некоторых вещах без ужаса, и это отравляет для них всякое удовольствие, даже удо- вольствие читать сказку. Жюльен слабо преуспевал в своих попытках лицемерить мимикой и жеста- ми; бывали минуты, когда его охватывало чувство глубочайшего отвращения, даже подлинного отчаяния. Он ничего не мог добиться, да еще вдобавок в таком гнусном ремесле. Самая маленькая поддержка извне могла бы подкре- пить его стойкость: не так уж велики были затруднения, которые требова- лось преодолеть; но он был один-одинешенек, словно челн, брошенный пос- реди океана "А если я и добьюсь, - говорил он себе, - так, значит, мне всю жизнь и жить в этой грязной компании, среди обжор, мечтающих только об яичнице с салом, которую они сожрут за обедом, или вот таких аббатов Кастанедов, которые не остановятся ни перед каким, самым грязным прес- туплением. Конечно, они добьются власти, но какой ценой, боже великий! Человеческая воля все может преодолеть. Сколько раз мне приходилось читать об этом! Но хватит ли ее на то, чтобы преодолеть такое отвраще- ние? Великим людям легко было совершать подвиги, какай бы страшная опас- ность ни грозила им, она им казалась прекрасной; а кто, кроме меня, мо- жет понять, до чего омерзительно то, что меня окружает?" Это была самая трудная пора его жизни. Ведь ему так легко было бы поступить в один из великолепных полков, стоявших гарнизоном в Безансо- не! Или сделаться учителем латыни: много ли ему нужно, чтобы прожить? Но тогда прощай карьера, прощай будущность, которою только и живет его во- ображение: это все равно что умереть. Вот вам подробности одного из его невеселых дней. "Как часто я в своей самонадеянности радовался тому, что я не такой, как все эти деревенские юнцы! Так вот, я теперь достаточно пожил на све- те, чтобы понять, что различие родит ненависть", - так говорил он себе однажды утром. Эта великая истина открылась ему при помощи одной чуть ли не самой обидной из всех его неудач. Он целую неделю старался понра- виться одному из учеников, которого окружал ореол святости Они прогули- вались по дворику, и Жюльен покорно выслушивал всякую невыносимо скучную чепуху, которую тот ему плел. Вдруг небо разом потемнело, загрохотал гром, и святой семинарист, изо всех сил оттолкнув от себя Жюльена, вскричал: - Слушайте-ка, всяк за себя на белом свете! Я не хочу, чтобы меня громом разразило, а господь может испепелить вас, потому что вы нечести- вец, как Вольтер! Стиснув зубы от ярости и подняв глаза к небесам, изборожденным молни- ей, Жюльен воскликнул "Так мне и надо, пусть меня поразит молния за то, что я заснул во время бури! Попробуем-ка завоевать какого-нибудь другого святошу!" Раздался звонок, и начался урок священной истории, которую преподавал аббат Кастанед. Аббат объяснял сегодня этим деревенским парням, насмерть напуганным тяжкой работой и бедностью своих отцов, что правительство, которое в их представлении было чем-то необыкновенно грозным, обладает действительной и законной властью только в силу того, что она препоручена ему наместни- ком божьим на земле. - Станьте достойными папской милости святостью жизни вашей, послуша- нием вашим, будьте жезлом меж дланей его, - добавил он, - и вы получите превосходное место, где будете сами себе голова, никто вам указывать не будет, бессменное место, на котором жалованье, выплачиваемое вам прави- тельством, будет составлять одну треть, а две трети будет приносить вам ваша паства, послушная вашим наставлениям. После урока аббат Кастанед, выйдя из класса, остановился во дворе, окруженный учениками, которые в этот день слушали его с особенным внима- нием. - Вот уж поистине верно сказано про священников, - говорил он обсту- пившим его семинаристам, - каков поп, таков и приход. Я ведь сам своими глазами видел некоторые приходы в горах, где причту перепадало больше, чем иной священник в городе получает. И деньжонки им за то да за другое несут, не говоря уж о жирных каплунах, яичках да маслице и всяком прочем добре. И священник уж там, безусловно, первое лицо: никакой пир без него не обходится, и почет ему ото всех, ну и все такое. Едва г-н Кастанед ушел к себе, толпа разошлась и разбилась на ма- ленькие кучки. Жюльен не пристал ни к одной из них; его сторонились, словно шелудивой овцы. Он видел, как в каждой из этих кучек ученики один за другим подбрасывали вверх монетки, загадывая: орел или решка, - и ес- ли бросающий угадывал верно, товарищи говорили, что, значит, ему навер- няка достанется приход с обильными приношениями. Затем пошли всякие рассказы. Вот такой-то молодой священник меньше чем через год после рукоположения поднес упитанного кролика служанке старого кюре, после чего тот попросил его себе в викарии, а через нес- колько месяцев старый кюре помер, и молодой священник получил прекрасный приход. А другой добился, что его назначили в преемники к престарелому кюре в очень богатый приход потому, что он, как только старый кюре-пара- литик садился за стол, являлся к нему и замечательно ловко разрезал ста- рику цыпленка. Как все молодые люди на всех поприщах, семинаристы весьма преувеличи- вали успешное действие подобного рода уловок, ибо в этом есть нечто нео- бычайное, что привлекает юношеское воображение. "Надо мне приучить себя к этим разговорам", - думал Жюльен. Если они не говорили о сосисках да о богатых приходах, разговор заходил о житейс- кой стороне церковного учения, о разногласиях епископов с префектами, кюре с мэрами И тут Жюльен обнаруживал у них понятие иного бога, и бога гораздо более страшного и могущественного, чем первый; этим вторым богом был папа. Они потихоньку говорили между собой - да и то только, когда были уверены, что их не может услышать г-н Пирар, - что если папа не да- ет себе труда самолично назначать каждого префекта и каждого мэра по всей Франции, то это только потому, что он препоручил сие французскому королю, наименовав его старшим сыном церкви. Вот тут-то Жюльена и осенила мысль, что он может внушить к себе ува- жение при помощи хорошо известной ему книги де Местра о папе. Сказать правду, он поразил своих товарищей, но это опять обернулось для него бе- дой. Им не понравилось, что он излагает их собственные взгляды лучше их самих. Г-н Шелан проявил по отношению к Жюльену такую же неосторожность, как и по отношению к самому себе. Приучив его рассуждать здраво, а не отделываться пустыми словами, он забыл сказать ему, что у человека нез- начительного такая привычка считается преступлением, ибо всякое здравое рассуждение само по себе оскорбительно. Таким образом, красноречие Жюльена оказалось для него новым преступ- лением. Семинаристы, судача о нем, придумали, наконец, такую кличку, при помощи которой им удалось выразить весь ужас, который он им внушал: они прозвали его Мартином Лютером: вот уж поистине подходит к нему, говорили они, из-за этой его дьявольской логики, которой он так гордится. Многие из молоденьких семинаристов обладали более свежим цветом лица, чем Жюльен, да, пожалуй, были и посмазливее его; но у него были белые руки, и он не умел скрывать свою привычку к чрезмерной опрятности. Эта похвальная черта отнюдь не считалась похвальной в унылом доме, куда его забросила судьба. Грязные деревенские парни, среди которых он жил, не- медленно решили, что это у него от распущенных нравов. Нам не хотелось бы утомлять читателя описанием тысяч невзгод нашего героя. Так, напри- мер, некоторые из семинаристов посильней вздумали было его поколачивать; он вынужден был вооружиться железным циркулем и дал им понять, правда, только знаками, что пустит его в ход Ведь для доносчиков знаки далеко не столь веская улика, сколь произнесенное слово.
|